Назад к списку новостей

Путь из Горького в Барнаул. Строили предприятия и ковали Победу

13 февраля 1935 года в Горьком народный комиссар тяжелой промышленности Георгий Константинович Орджоникидзе подписал приказ об организации строительного треста «СтройГАЗ». К 1941 году в тресте создался крепкий коллектив. В нем было множество рационализаторов и изобретателей, способных командиров стройки. Этот интеллектуальный капитал стал базой, сыграл ведущую роль в стремительном развитии предприятия на новом месте — в Барнауле.

 

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

 

13 октября 1941 года Государственный Комитет обороны подписал соответствующее постановление, которое 12 декабря 1941 года подкрепил приказ Наркомстроя. Трест отправился в Барнаул, забрав с собой все, что использовалось в производстве, даже пилорамы срезали с прежнего места и погрузили в вагоны.

Тяжелое путешествие в лютый мороз туда, где не было никаких условия ни для производства, ни для жилья. В первой колонне примерно из 40 машин везли все, чтобы развернуть большое производство и строительство на сибирской земле. Предусмотрели отправку 24 лошадей и корма для них. Еще в 2000 выделенных вагонах везли теплую одежду, оборудование, строймеханизмы и людей.

 

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

 

Десант инженерно-технических работников, которые должны были немедленно заняться организацией строительных площадок и подготовкой к приему эшелонов, закинули в Барнаул самолетом.

20 ноября 1941 года в Барнаул прибыла первая партия рабочих. Около 1,5 тыс. человек разместились в гаражах, оборудованных под жилье. Оторванные от дома, в январские холода 1942 года они начали строить заводы, а между делом 20 бараков и 60 полуземлянок для своих семей.

«22 декабря 1941 года приехали в Барнаул (из Горького) и четыре дня жили в клубе меланжевого комбината, — вспоминал Алексей Сергеевич Цибулин, прораб, член партии с 1931 года. — Потом поселили нас в недостроенный дом поселка ТЭЦ. Все было на ходу, жили и достраивали. В первую очередь начали строительство 77-го завода, то есть завода «Трансмаш». Быт наш был без особенностей. Если не считать питания: меняли на картошку все свои вещи, но жить надо. Добывали отруби, жмых всякими правдами и неправдами. Знакомились с Сибирью, с ее морозами и сильными ветрами». (Из книги «История треста «СтройГАЗ»).

 

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

 

В военные годы массовое жилищное строительство в Барнауле началось с деревянных бараков и каркасно-засыпных домов. Удобства в таком жилье были минимальные, поэтому параллельно строились банные комплексы, столовые, клубы.

В 1942 году такие «микрорайоны» полуземлянок и бараков возводились в поселках Восточном, Барачном, Техническом, ИТК, Западном, имени Осипенко, ТЭЦ, в черте старого города.

В 1942 году только коллектив СУ-3 построил и сдал в эксплуатацию в Барнауле 43 тыс. кв. м жилья и 2,5 тыс. кв. м бань.

В 1945 году на каждого жителя Барнаула приходилось в среднем по 2,08 квадратных метров жилой площади. А еще нужны были помещения для детских учреждений, учебных заведений, госпиталей, театров, домов культуры.

 

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

 

Семен Яковлевич Стопорев, работал на предприятии плотником-строителем с 1953 года, Герой Социалистического Труда, член Совета старейшин при губернаторе края («Алтайская правда», 9 декабря 2011 года):

«СтройГАЗ» прибыл на алтайскую землю после возведения второй очереди Горьковского автозавода — ГАЗа. Со многими руководителями и работниками, со старой гвардией… Мужики — само спокойствие, уверенные в своих силах, строгие и пунктик на справедливости. Ни тебе крика, ни пустой суеты. Матерые! Мечта, а не наставники».

Для размещения треста выбрали поселок Восточный, в максимально короткие сроки возвели помещения для жилья рабочих, объекты социального назначения.

Появилась собственная база. Это завод, лесопилка, речная затонь для приемки леса, который сплавляли плотами. А еще гвоздильный завод, производство красного кирпича, гараж для всего автотранспорта с ремонтными мастерскими и централизованный растворный узел для подготовки бетонной смеси.

Так на базе барнаульского лесокирзавода заложили будущий Барнаульский комбинат железобетонных изделий №2. Тогда — комбинат производственных предприятий (КПП) треста «СтройГАЗ». Уже 4 февраля 1942 года здесь начали производить первую продукцию для строительства предприятий машиностроительной индустрии и объектов жилищно-бытового и культурного назначения.

 

Барнаульский комбинат железобетонных изделий № 2.

 

Важно понимать: до войны в Алтайском крае не было тяжелой промышленности, машиностроения и энергетической базы.

Но уже в 1942 году было создано отлаженное производство. Промышленные предприятия Алтайского края выпустили продукции почти в два раза больше, чем в 1941-м, а оборонной продукции — в 11 раз больше.

В эти годы комбинат производственных предприятий треста был единственным поставщиком товарного бетона, строительных смесей, извести и железобетона в Барнауле. Он производил колонны, балки, цистерны, дымовые трубы и другую продукцию, чтобы возводить огромные здания заводов.

В кратчайшие сроки был укомплектован железобетоном и построен на пяти гектарах завод «Трансмаш» — уже в сентябре 1942 года он выпустил первые танковые дизели. Один из танков Т-34, который сражался с врагом в годы Великой Отечественной войны, теперь стал памятником — в 1995 году его установили в комплексе Мемориала Славы около кинотеатра «Мир» в Барнауле. Предприятие поставило на фронт 10 тыс. двигателей!

Самоотверженный и качественный труд коллектива треста и отдельных его подразделений получил высокую оценку правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 года его наградили орденом Ленина. Эту награду барнаульцы получили первыми среди строительных трестов Советского Союза.